Респиратор для ДВС: о фильтрах для грузовых дизелей
Главная/Статьи/Респиратор для ДВС: о фильтрах для грузовых дизелей

Респиратор для ДВС: о фильтрах для грузовых дизелей

29 сентября 2011

Триединая задача фильтрации.

Не секрет, что у дизельных двигателей жёсткие требования к точности производства комплектующих и чистоте деталей в процессе эксплуатации. Современные многолитровые агрегаты преумножили эти и без того высокие требования, в том числе за счёт дорогих системам снижения токсичности отработавших газов, прецизионной топливной аппаратуры.

Безусловно, «здоровье» дизельного двигателя зависит не только от чистоты воздуха. Должна быть решена «триединая задача» фильтрации, которая включает также очистку масла и топлива. Но твердые частицы, вызывающие механический износ, попадают в двигатель именно через воздух. И именно плохо очищенный воздух может вызвать неорганическое загрязнение масла, что способствует его старению. Помимо того, грязный воздух снижает ресурс сажевых фильтров.

Исследования немецкого специалиста Михаэля Дурста показали, что за десять лет эксплуатации в двигатель стремится попасть больше шести (!) килограммов пыли. Правда, в данном случае речь о местности со средней запыленностью и среднестатистическом моторе, имеющем мощность 80 «лошадей», расходующем «на сотню» 8 литров топлива. А что говорить о большом многоцилиндровом дизеле, который поглощает на 1 литр горючего около 15 м3 воздуха? Сколько воздуха он пропустит через себя за сто, тысячу км пробега? Сколько пыли может стремиться проникнуть в него в наших регионах с разбитыми дорогами, промышленными загрязнениями, степными суховеями? Что уж говорить про полевые работы, стройки, песчаные карьеры!

Но дизелю на выручку приходит система фильтрации, которая, как правило, состоит из 2 ступеней: так называемого моноциклона со сбором отсепарированной пыли в бункер и бумажного фильтрующего элемента. Именно в этом сменном элементе отделяются наиболее опасные загрязняющие частицы.

Конструкция современного фильтрующего элемента.

На первый взгляд сменный фильтрующий элемент грузового воздухоочистителя кажется простой деталью. Однако такое впечатление обманчиво – это высокотехнологичное изделие, которое требует качественных комплектующих и точного оборудования.

Современный фильтрующий элемент не имеет корпуса в его привычном понимании. По торцам фильтрующая штора заливается полиуретаном, который после застывания образует каркас изделия, обеспечивая герметичность при установке в воздухоочиститель — для этого формируется особый кольцевой поясок. Также возможен такой вариант: по торцам штора приклеивается к пластмассовым либо металлическим крышкам, а уплотнительный поясок крепится уже к ним.

Что же за полиуретан используется в перечисленных технологиях? Ведущие производители фильтров применяют продукцию известных химических концернов – к примеру, немецкой компании «Klebchemie» (известна под брендом «Kleiberit»). Полиуретан её производства обеспечивает надежное крепление крышек и стойкость клеевых соединений в широком диапазоне температур, отличную адгезию.

Качество уплотнения можно проверить визуально и пальпированием. Поверхность пояска должна быть ровной, без бахромы, отслоений и раковин, а сам поясок – мягким, податливым и одновременно упругим. Нажимаем на поясок пальцами, и, подержав примерно десять секунд, отпускаем – вы увидите, что материал легко деформируется, однако после снятия нагрузки моментально вернётся в исходное положение. При этом не останется ни малейших признаков остаточной деформации.

Гофрированная фильтрующая штора.

Далее переходим к гофрированной фильтрующей шторе. Фильтрация воздуха требует использования особенной бумаги – с определенной плотностью и пористостью, а также — с особой пропиткой, которая обеспечивает:

  • противостояние влаге;
  • повышение механической прочности и термической стойкости шторы;
  • экологичность (в данном случае речь об отсутствии вредных запахов (испарений) и возможности легкой утилизации).

В современных воздушных элементах чаще всего используется фильтровальная бумага фирм «Ahlstrom» (Италия), «Hollingsworth&Vose» (США). Это настоящие фильтровальные «империи», которые разрабатывают продукцию практически для всех отраслей человеческой деятельности. И если производитель фильтров использует их в своих изделиях, это очень хорошая рекомендация.

Крышки, внутренние трубки, наружные обечайки. «Фильтр безопасности»

Внутренние трубки, крышки (если речь о металлических) и наружные обечайки фильтроэлементов должны производиться из стали с гальваническим покрытием. Оно повышает коррозионную стойкость изделия при эксплуатации и позволяет хранить эти детали на складе даже при условиях повышенной влажности. Усиление внутренней трубки ребрами жесткости позволяет повысить прочность. Такая трубка не сомнется, не потянет за собой штору и не разгерметизирует систему –  даже если в воздухоочистителе окажется изрядное количество воды.

На грузовых машинах и тракторах, эксплуатируемых в условиях высокой запыленности воздуха, внутри основного элемента помещают так называемый «фильтр безопасности» – он имеет меньшую поверхность фильтрации и при нарушении герметичности основного фильтрующего элемента именно он защищает двигатель от пыли. Стоит заметить, что при этом удорожание чистки воздуха оправдывается высокой стоимостью дизеля.

Дешёвые фильтры: есть ли выгода?

Говоря о фильтроэлементах для грузовых дизелей, необходимо заметить, что определённая категория потребителей относится к воздушным фильтрам не очень ответственно, поскольку это всё-таки «расходники». Менять их нужно часто, покупать в большом количестве, следовательно, надо искать то, что дешевле. Так потребитель останавливается на «эконом-сегменте», разумеется, не задумываясь о том, что дешёвые фильтры имеют определённые минусы:

  • приводят к ускоренному износу цилиндропоршневой группы;
  • повышают расход масла и топлива;
  • существенно снижают  экологические показатели двигателя.

Собственно говоря, они приближают время капремонта. Так что задуматься есть над чем.

Вот пример: проходя через фильтр, поток воздуха вызывает пульсацию шторы. Если она имеет большую высоту и при этом штора касается обечайки, на гофрах могут появиться надрывы. Но фирмы, производящие продукцию того самого «эконом-сегмента», об этом даже не думают. А вот добросовестные производители фильтров борются с этой проблемой всеми силами.

Выбираем лучшее!

В начале статьи мы говорили о триединой задаче: фильтрация масла, топлива и воздуха. Выбирая воздушный фильтр, разумно поинтересоваться, производит ли данная компания масляные и топливные фильтры? Если да, превосходно – производитель освоил все виды автомобильной фильтрации, его воздушные фильтроэлементы прекрасно впишутся в сложный организм мощного грузового дизеля.

Впрочем, это не обязательное правило – есть производители, выпускающие только воздушные фильтры, причем высочайшего качества. Поэтому маркетинговые исследования перед покупкой фильтра необходимы в любом случае, в особенности это касается крупных партий изделий.

В корзине 0 товаров